Рассмотрена возможность возбуждения прецессии положения равновесия намагниченности в условиях периодической модуляции подмагничивающего поля, исключающей мешающее действие доменной структуры. Установлено, что для реализации прецессии равновесия длительность периода переменного поля должна быть такой, чтобы доменная структура не успела развиться, а прецессия равновесия обрела достаточную амплитуду. Показано, что в этих условиях колебания намагниченности представляют собой чередующиеся периоды простой прецессии и прецессии равновесия. Построен прецессионный портрет, имеющий вид двух концентрических колец, а также спектр колебаний намагниченности, содержащий высокочастотную и низкочастотную линии. Приведены возможные практические применения описанных явлений.
Рассмотрены автомодуляционные и хаотические колебания в системе из двух связанных осцилляторов, возбуждаемые внешней периодической силой. Предполагается, что первый осциллятор обладает кубической нелинейностью и связан со вторым осциллятором квадратичной связью. Приведены два примера задач, приводящих к такой модели: первая задача – это задача возбуждения мощного гиперзвука в ферритовой пластине с магнитоупругими свойствами; вторая – задача возбуждения шумовых электромагнитных колебаний в ферритовом диске, помещенном в электродинамический резонатор. Отмечено, что обе задачи могут быть сведены к решению упрощенной системы из двух укороченных уравнений колебательного типа, первое из которых соответствует магнитному осциллятору, а второе – упругому или электродинамическому. Получены развертки колебаний по времени, параметрические портреты для смещения и его производной, а также частотные спектры возбуждаемых колебаний в широком интервале амплитуды возбуждения. Выявлены два основных режима колебаний: режим № 1 – мультигармонический регуляризированный, режим № 2 – мультигармонический квазихаотический, которые, начиная с регулярного, поочередно сменяют друг друга по мере увеличения уровня возбуждения.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации